На тысячах баночках косметической продукции наружного применения оттиснут факт наличия коллагена, присутствие которого создает иллюзию решения проблемы неидеальной кожи. Казалось бы, что может быть противоречащего здравому смыслу, ведь коллаген - это почти основной структурный белок кожи. Его количество и качество регрессирует с возрастом, значит как-то стоит его восполнять извне, например, накожным применением масок, сывороток или кремов.
Коллаген в нашей жизни играет основательную роль в буквальном смысле слова, так как он есть составляющей хрящей и костей, связок, соединительной ткани, окружающей внутренние органы и поддерживающей их положение, барьера между ними и окружающей средой - кожи. В ней волокна коллагена определяют толщину слоя дермы. Чем он толще, тем больше в ней расположено гиалуроновой кислоты со связанной водой и волокон эластина, определяющих факторы увлажнённости и упругости кожи.
Обращаясь к биохимии, мы обнаружим, что коллаген имеет макромолекулярную структуру - спиральное переплетение трех цепочек повторяющихся последовательностей аминокислот. Длина не бывает фиксированной, так как индивидуальные показатели кожи разнятся в зависимости от этногенетических факторов, но в среднем она составляет 300 нм. Хоть и максимальный размер кожной поры оценивается в 500 нм, совсем не каждая молекула способна преодолеть барьер эпидермиса. А тем более не каждая, проходя по каналу поры, попадает в матрикс дермы. Потому ситуация, в которой коллагеновая молекула мигрирует извне в матрикс и там связывает гиподермы, или подкожной жировой клетчатки, со слоем эпидермиса, живых наружных клеток, является утопичной и не имеет ничего общего с реальностью.
Еще одно опровержение наружного применения коллагена кроется в его структуре. Отдельная нить, или субфибрилла, коллагена не обладала бы в коже достаточной прочностью в силу своих физико-химических свойств, ведь толщина цепочки аминокислотных последовательностей всего 1,5 нм. Потому действительная структура коллагена являет собой множество спирально переплетенных, как нити в канате, фибрилл, обладающих существенно большей плотностью и разрывной нагрузкой. Проникшая в кожу из косметического состава цепочка коллагена не вошьется в относительно толстую, охватом 15-300 нм, фибриллу даже теоретически.
Как тогда в условиях естественной деградации коллагена в тканях сохранить ровный рисунок кожи?
Только синтезировать его самостоятельно, дав необходимые факторы. Таким является витамин С, выполняющий роль кофактора в ферментах реакций. Также конформационная форма аминокислоты пролина – гидроксипролин - вместе с пролином и глицином образует молекулярную структуру как трипептидный коллаген, в которой гидроксипролин обладает ферментативной активностью для фибробластов на выработку нативного, то есть собственного, коллагена.
Трипептид является компактной последовательностью коллагена, которая накоплена в коллагенсодержащих тканях организма, то есть практически во всех. Продуктивнее всего усваиваясь через желудочно-кишечный тракт, трипептид не распадается на отдельные аминокислоты под воздействием желудочного сока, а всасывается через кровоток и достигает дермы. Там за счет стимуляции фибробластов с его помощью растет синтез гиалуроновой кислоты, эластина и коллагена.
Эффективность длительного приема коллагенового трипептида орально была проверена на крысах. После четырёх недель ежедневного приема 250 мг наблюдалось общее повышение упругости кожи, выравнивание её структуры и уменьшение количества кожных складок. Также была отмечена минимизация последствий влияния ультрафиолета, вызывающего фотостарение, которое проявляется в сухости и грубости, гистологических изменениях и несовершенстве барьерной функции.
За счёт циркуляции пептида во все ткани, позитивный эффект микроструктурной регенерации касается всех типов тканей, включая костную и хрящевую. В них метаболизм происходит на порядок медленней, чем, например, в коже, за счёт меньшего количества межклеточного вещества и плотности контактов. Тем не менее, длительное обогащение рациона трипептидом повышает качественные характеристики ткани такие как эластичность и прочность.
На рынке Украины появился новый высокотехнологичный японский GLY-трипептидный коллаген , который выпускается в форме пищевой добавки в драже. В его составе также есть витамин С, подсластители и присутствует грейпфрутовый вкус. Драже рекомендуется употреблять чуть позднее последнего приема пищи. Это связано с тем, что его первичное распределение по тканям происходит во время сна. Организм в эту пору преследует цель восстановления энергетических показателей и не специализирован на многокаскадных метаболических реакциях, что позволяет пептиду аккумулироваться с наибольшей продуктивностью. В это время кровоток не нагружен аминокислотами, жирными кислотами и сахарами, как сразу после трапезы - это способствует его стремительному прохождению глубоко в дерму.
Поддержание здоровья организма начинается изнутри - с правильного питания, богатого на микро- и макронутриенты. С помощью таких биодобавок как трипептид коллагена мы становимся прочнее, начиная с тонких молекулярных организаций и заканчивая уверенностью, которую дарит сияние нашей кожи.